Влияние подвижных игр на личностное развитие младших школьников с расстройствами аутистического спектра в библиотечном пространстве
Цитата: Полина Валерьевна Померанцева от 24.11.2023, 10:40П.В. Померанцева, заведующая
Б.Н. Побединская, библиограф
Е.К. Азовская библиотекарь
Библиотека №20 г. ВоронежАннотация. В статье представлен анализ влияния подвижных игр на развитие личности младших школьников с расстройствами аутистического спектра в библиотечном пространстве.
Ключевые слова: младшие школьники, расстройства аутистического спектра, личностное развитие, подвижные игры, библиотека.
Актуальность исследования процесса развития личности ребенка младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра обусловлена недостаточностью разработанности как теоретических, так и практических аспектов проблемы, а также оптимистичностью прогноза развития личности этих детей средствами подвижных игр в библиотечном пространстве.
Младший школьный возраст – один из важнейших возрастных периодов в развитии человека. Т.В. Гармаева отмечает, что школьное детство является сенситивным периодом: «…– для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; – развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться, – раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; – развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции» [1].
Данный отрезок представляется сензитивным периодом для становления важнейших личностных качеств. Е.С. Рожкова [4] говорит о том, что у ребенка впервые появляются мотивы обучения, когнитивная заинтересованность, оценка собственных действий. Формируется произвольность высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, восприятие и прочие.
Возникает понятие социального статуса, возможность самостоятельного контроля, тренируется сила воли. Школьник впитывает нормы коммуникации и взаимодействия с окружающим миром, приобретает способность к рефлексии. Следует обратить внимание на то, что развитие личности ребенка с расстройствами аутистического спектра происходит немного иначе.
А.В. Хаустов [5] утверждает, что логично предположить, без соответствующей поддержки и сопровождения ребенка с РАС в последующем можно ожидать человека с тяжелой психической инвалидностью. Социально-коммуникативное развитие таких детей, как правило, нарушено грубейшим образом, это отличительная черта детей с данной нозологией среди остальных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Без педагогического вмешательства и постоянного напоминания ребенок с аутизмом не может даже усвоить навык просьбы. Кроме того, требуется постоянное подкрепление в процессе обучения, так как мотивационная сторона таких обучающихся так же очень скромна. На занятиях им предоставляется выбор поощрения, который они получат после выполнения ряда заданий. Только это, зачастую, их и побуждает учиться. При этом им очень трудно сконцентрировать внимание на неинтересном предмете, в то время как, в привлекательные вещи они могут погружаться на несколько часов.
Люди с расстройствами аутистического спектра имеют потенциал сохранного когнитивного развития, а при должном педагогическом подходе у ребенка появляются все необходимые навыки самостоятельной социально-бытовой ориентировки. Существует целый спектр средств и методов, использующийся в работе с такими детьми. Сюда же относится применение подвижных игр во время обучения для гармоничного формирования личности особенного ребенка.
При грамотно построенном сопровождении лиц с расстройствами аутистического спектра, с помощью создания специальных условий, организации безопасного образовательного пространства, получается достичь очень хороших результатов в развитии такого ребенка, повысить общий уровень жизни, адаптировать его к окружающей среде, интегрировать в общество и снизить процент инвалидизации. Е.Г. Речинская [3] выделяет важность своевременной диагностики для более четкого планирования дальнейшего маршрута участников образовательного процесса.
Поскольку люди с РАС часто испытывают трудности с устной речью, чтение становится для них основным источником знаний, ведь написанные слова статичны и на них проще сосредоточиться. Другими словами, для людей с РАС особенно важно быть грамотными и иметь доступ ко всем фондам библиотеки. Кроме того, при приобретении книг для коллекции библиотекарям следует прислушиваться к пожеланиям и советам молодых пользователей с РАС. Таких читателей интересует как художественная, так и нехудожественная литература, благодаря книгам они чувствуют себя менее одинокими и другими. В целом, им нравятся те же книги, что и их здоровым сверстникам. Однако у них есть и свои предпочтения. К примеру, у молодых читателей с РАС большим успехом пользуется документальная проза и реалистическая художественная литература, нежели поэзия и фантастика. Также им нравятся энциклопедические издания с большими цветными иллюстрациями, графические новеллы и комиксы. Полезным ресурсом для молодых читателей с РАС являются газеты, поскольку они позволяют им сосредоточиться на интересующей их теме, будь то спорт, погода или кино. В то же время ирония и игра слов может быть им непонятна, поэтому такого рода книги требуют дополнительного объяснения.
Помимо обучающей стороны в библиотеке так же присутствует детский уголок, где дети могут рисовать, раскрашивать, читать и играть в игры. Именно в подвижной игре ребенок с РАС развивается лучше. Благодаря играм дети учатся социализации и навыкам общения. Библиотека не остается в стороне и готова активно помогать маленьким читателям.
В то же время, важно подчеркнуть, что на протяжении младшего школьного возраста личность ребенка непрерывно совершенствуется и не стоит на месте: постоянно увеличивается объем памяти, внимание носит все более и более произвольный характер, мышление развивается во всех сферах, совершенствуется речь, улучшается физическое развитие и т.д. Поэтому так важна работа всех специалистов школьного учреждения, в которой большая роль отводится подвижным играм. А.И. Рахматов [2] подчеркивает, что именно игры помогают в ненавязчивой форме развивать целый спектр навыков, увеличивать скорость реакции и улучшать навыки коммуникации. Также игра способствует и укреплению нервной системы, так как помогает снять рутинную усталость, повысить настроение. Подвижная игра помогает привыкнуть к критике со стороны учителя и сверстников, спокойно в дальнейшем переносить неудачи, спокойнее относиться к проигрышам и контролировать свое эмоциональное состояние.
Библиографический список
- Гармаева, Т. В. Психология дошкольников, младших школьников и подростков : учебное пособие / Т. В. Гармаева. – Улан-Удэ : БГУ // Лань : электронно-библиотечная система, 2021. – С. 66. URL: https://e.lanbook.com/book/171785 – С. 66 (дата обращения 12.01.2023)
- Рахматов, А. И. Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов / А. И. Рахматов. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2018. – № 5 (20). – С. 33-34. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3630/ (дата обращения 12.01.2023)
- Речицкая, Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 150 с. – URL : https://urait.ru/bcode/455409 (дата обращения 12.01.2023)
- Рожкова, Е.С. О психолого-педагогической поддержке обучающихся в условиях нового исторического типа детства / Е. С. Рожкова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 8 (350). – С. 52-54. – URL: https://moluch.ru/archive/350/78709/ (дата обращения 12.01.2023)
- Хаустов, А.В. Динамика развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития.– 2021.– Том 19. № 1.– С. 4–11. doi:10.17759/autdd.2021190101
The influence of outdoor games on the personal development of younger schoolchildren with autism spectrum disorders in the library space
P.V. Pomerantseva, head
B.N. Pobedinskaya, bibliographer
E.K. Azovskaya librarian
library No. 20
Abstract. The article presents an analysis of the influence of outdoor games on the personality development of younger schoolchildren with autism spectrum disorders in the library space.
Keywords: primary school students, autism spectrum disorders, personal development, outdoor games, library.
П.В. Померанцева, заведующая
Б.Н. Побединская, библиограф
Е.К. Азовская библиотекарь
Библиотека №20 г. Воронеж
Аннотация. В статье представлен анализ влияния подвижных игр на развитие личности младших школьников с расстройствами аутистического спектра в библиотечном пространстве.
Ключевые слова: младшие школьники, расстройства аутистического спектра, личностное развитие, подвижные игры, библиотека.
Актуальность исследования процесса развития личности ребенка младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра обусловлена недостаточностью разработанности как теоретических, так и практических аспектов проблемы, а также оптимистичностью прогноза развития личности этих детей средствами подвижных игр в библиотечном пространстве.
Младший школьный возраст – один из важнейших возрастных периодов в развитии человека. Т.В. Гармаева отмечает, что школьное детство является сенситивным периодом: «…– для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; – развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться, – раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; – развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции» [1].
Данный отрезок представляется сензитивным периодом для становления важнейших личностных качеств. Е.С. Рожкова [4] говорит о том, что у ребенка впервые появляются мотивы обучения, когнитивная заинтересованность, оценка собственных действий. Формируется произвольность высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, восприятие и прочие.
Возникает понятие социального статуса, возможность самостоятельного контроля, тренируется сила воли. Школьник впитывает нормы коммуникации и взаимодействия с окружающим миром, приобретает способность к рефлексии. Следует обратить внимание на то, что развитие личности ребенка с расстройствами аутистического спектра происходит немного иначе.
А.В. Хаустов [5] утверждает, что логично предположить, без соответствующей поддержки и сопровождения ребенка с РАС в последующем можно ожидать человека с тяжелой психической инвалидностью. Социально-коммуникативное развитие таких детей, как правило, нарушено грубейшим образом, это отличительная черта детей с данной нозологией среди остальных лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Без педагогического вмешательства и постоянного напоминания ребенок с аутизмом не может даже усвоить навык просьбы. Кроме того, требуется постоянное подкрепление в процессе обучения, так как мотивационная сторона таких обучающихся так же очень скромна. На занятиях им предоставляется выбор поощрения, который они получат после выполнения ряда заданий. Только это, зачастую, их и побуждает учиться. При этом им очень трудно сконцентрировать внимание на неинтересном предмете, в то время как, в привлекательные вещи они могут погружаться на несколько часов.
Люди с расстройствами аутистического спектра имеют потенциал сохранного когнитивного развития, а при должном педагогическом подходе у ребенка появляются все необходимые навыки самостоятельной социально-бытовой ориентировки. Существует целый спектр средств и методов, использующийся в работе с такими детьми. Сюда же относится применение подвижных игр во время обучения для гармоничного формирования личности особенного ребенка.
При грамотно построенном сопровождении лиц с расстройствами аутистического спектра, с помощью создания специальных условий, организации безопасного образовательного пространства, получается достичь очень хороших результатов в развитии такого ребенка, повысить общий уровень жизни, адаптировать его к окружающей среде, интегрировать в общество и снизить процент инвалидизации. Е.Г. Речинская [3] выделяет важность своевременной диагностики для более четкого планирования дальнейшего маршрута участников образовательного процесса.
Поскольку люди с РАС часто испытывают трудности с устной речью, чтение становится для них основным источником знаний, ведь написанные слова статичны и на них проще сосредоточиться. Другими словами, для людей с РАС особенно важно быть грамотными и иметь доступ ко всем фондам библиотеки. Кроме того, при приобретении книг для коллекции библиотекарям следует прислушиваться к пожеланиям и советам молодых пользователей с РАС. Таких читателей интересует как художественная, так и нехудожественная литература, благодаря книгам они чувствуют себя менее одинокими и другими. В целом, им нравятся те же книги, что и их здоровым сверстникам. Однако у них есть и свои предпочтения. К примеру, у молодых читателей с РАС большим успехом пользуется документальная проза и реалистическая художественная литература, нежели поэзия и фантастика. Также им нравятся энциклопедические издания с большими цветными иллюстрациями, графические новеллы и комиксы. Полезным ресурсом для молодых читателей с РАС являются газеты, поскольку они позволяют им сосредоточиться на интересующей их теме, будь то спорт, погода или кино. В то же время ирония и игра слов может быть им непонятна, поэтому такого рода книги требуют дополнительного объяснения.
Помимо обучающей стороны в библиотеке так же присутствует детский уголок, где дети могут рисовать, раскрашивать, читать и играть в игры. Именно в подвижной игре ребенок с РАС развивается лучше. Благодаря играм дети учатся социализации и навыкам общения. Библиотека не остается в стороне и готова активно помогать маленьким читателям.
В то же время, важно подчеркнуть, что на протяжении младшего школьного возраста личность ребенка непрерывно совершенствуется и не стоит на месте: постоянно увеличивается объем памяти, внимание носит все более и более произвольный характер, мышление развивается во всех сферах, совершенствуется речь, улучшается физическое развитие и т.д. Поэтому так важна работа всех специалистов школьного учреждения, в которой большая роль отводится подвижным играм. А.И. Рахматов [2] подчеркивает, что именно игры помогают в ненавязчивой форме развивать целый спектр навыков, увеличивать скорость реакции и улучшать навыки коммуникации. Также игра способствует и укреплению нервной системы, так как помогает снять рутинную усталость, повысить настроение. Подвижная игра помогает привыкнуть к критике со стороны учителя и сверстников, спокойно в дальнейшем переносить неудачи, спокойнее относиться к проигрышам и контролировать свое эмоциональное состояние.
Библиографический список
- Гармаева, Т. В. Психология дошкольников, младших школьников и подростков : учебное пособие / Т. В. Гармаева. – Улан-Удэ : БГУ // Лань : электронно-библиотечная система, 2021. – С. 66. URL: https://e.lanbook.com/book/171785 – С. 66 (дата обращения 12.01.2023)
- Рахматов, А. И. Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов / А. И. Рахматов. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2018. – № 5 (20). – С. 33-34. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3630/ (дата обращения 12.01.2023)
- Речицкая, Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для вузов / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 150 с. – URL : https://urait.ru/bcode/455409 (дата обращения 12.01.2023)
- Рожкова, Е.С. О психолого-педагогической поддержке обучающихся в условиях нового исторического типа детства / Е. С. Рожкова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 8 (350). – С. 52-54. – URL: https://moluch.ru/archive/350/78709/ (дата обращения 12.01.2023)
- Хаустов, А.В. Динамика развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года // Аутизм и нарушения развития.– 2021.– Том 19. № 1.– С. 4–11. doi:10.17759/autdd.2021190101
The influence of outdoor games on the personal development of younger schoolchildren with autism spectrum disorders in the library space
P.V. Pomerantseva, head
B.N. Pobedinskaya, bibliographer
E.K. Azovskaya librarian
library No. 20
Abstract. The article presents an analysis of the influence of outdoor games on the personality development of younger schoolchildren with autism spectrum disorders in the library space.
Keywords: primary school students, autism spectrum disorders, personal development, outdoor games, library.