О книгах, которые воспитывают в подростках правильные ценности

Цитата: Инна Анатольевна Климанова от 20.11.2023, 16:49Заведующий отделом обслуживания подростков
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры
«Тамбовская областная детская библиотека»Подростковый возраст (от 11-12 лет до 16-17 лет) – это важнейший период в развитии личности человека. Именно в это время он получает знания, опыт; в его сознании формируются устойчивые алгоритмы и нормы правильного поведения в обществе. Немаловажную роль в этом процессе играет именно литература, которую ребенок читает. Интересная книга для подростка должна не только удовлетворять его любопытство, она должна еще и поучать, и воспитывать читателя.
На книжном рынке все чаще появляются издания, рассчитанные на подростковую аудиторию. Однако они могут быть интересны не только представителям молодого поколения, но и умудренным книжным опытом взрослым, и искушенным специалистам. Современная подростковая литература – это не только книги о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство произведений для подростков поднимают взрослые проблемы еще совсем юных людей. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята на страницах книг ищут родственные души, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями. Такие произведения могут многому научить не только подрастающее поколение, но и дать совет всезнающим взрослым.
Сегодня подросткам хочется видеть в книге отражение реальной жизни. Поэтому мы остановимся на произведениях, в которых затрагиваются важные жизненные темы: семья, школа, период взросления в жизни подростка и другие.
Семья
Для художественной литературы тема семьи является традиционной. Современные семьи разные: большие и маленькие, в некоторых из них живут представители нескольких поколений, а другие состоят из одного родителя и ребенка.
Киери, К. Никто не спит / Катарина Киери. - Москва : КомпасГид, 2018. - 189 с. - (Подросток N). - 12+
Книга о самом тяжелом, немом горе потери и о том, как «не утонуть» внутри себя.
Главному герою романа – Элиасу – шестнадцать лет. Три года назад его бросила мама, и теперь он даже не пытается быть таким, как все; он погрузился в свой собственный мир. Годы идут, а жизнь так и делится на строгие «до» и «после». Элиас написал маме 120 писем, и пока никакое «после» для него просто не складывается: вежливое молчание с отцом, отсутствие друзей в школе.
Три года – это настоящая пропасть, и в одиночку ее не перешагнуть. Жизнь Элиаса собирают по кусочкам совершенно чужые ему люди, которым в будущем суждено стать родными.
Нёстлингер, К. Само собой и вообще : семейный роман, где есть, о чём поразмыслить и над чем посмеяться. - Москва : Самокат, 2017. - 217 с. : ил. - (Лучшая новая книжка). – 12+
В повести австрийской писательницы К. Нестлингер дети тяжело переживают расставание родителей. Главы книги похожи на отрывки из детских дневников: каждая из них – это повествование одного из ребят.
Парр, М. Вафельное сердце / Мария Парр. – Москва : Самокат, 2016. – 208 с. : ил. – (Лучшая новая книжка). - 6+
Это веселая книга о приключениях мальчика Трилле, от лица которого автор ведет повествование, и девочки Лены, живущих в бухте Щепки-Матильды. У Трилле есть мама и папа, братья и сестры (одна из которых приемная), дедушка и дедушкина сестра. В его семье царит любовь, все готовы поддерживать друг друга, взрослые – всегда на стороне детей. А вот в семье девочки Лены все по-другому...
Старк, У. Пусть танцуют белые медведи / Ульф Старк. – Москва : Самокат, 2018. – 176 с. : ил. – (Лучшая новая книжка) – 12+
Простая, но глубокая повесть об обычном подростке по имени Лассе. Однажды жизнь мальчика круто изменилась: родители развелись, и у его мамы теперь другая семья. Главный герой вынужден делать выбор между новым образом примерного юноши, который под руководством отчима восполняет пробелы в знаниях, и прежним Лассе, похожим на своего «непутевого» и угрюмого, как медведь, отца.
Зайцева, О. В. Три шага из детства : повесть / Ольга Зайцева. - Москва : Детская литература, 2019. – 176 с. : ил. - (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова). – 12+
Где проходит граница между детством и юностью? Что такое счастливое детство? Бывает ли оно без грусти и горя, обид и разочарований и одновременно без радости и надежды на будущее? И без разных смешных и нелепых происшествий, веселого смеха, без которого трудно жить на белом свете...
Семья героини повести Ольги Зайцевой «Три шага из детства» – тринадцатилетней Саши Сабуровой – женское царство. В доме всеми командует бабушка. Она до сих пор воспитывает своих взрослых дочерей – маму и тётю героини. Все вместе они учат уму-разуму Сашу. Хотя кажется что это она, строптивая и независимая, воспитывает их.
Наступает момент, когда привычная для Саши жизнь вдруг утрачивает свою простоту, и наполняется вопросами и сомнениями, обычными для подростка: любят ли её близкие, как ей поступать в том или ином случае, как жить во взрослом мире? Саше задают на дом написать сочинение об истории семьи, но бабушка не спешит рассказывать внучке семейные истории. Почему?
Книга описывает всего один год из жизни подростка от осени до осени, кажется по времени немного, но сколько событий происходит в этот год!
Книга Ольги Зайцевой «Три шага из детства» стала лауреатом V Международного конкурса имени Сергея Михалкова.
Писатели не бояться говорить на остро-социальные темы:
Жвалевский, А. 52-е февраля / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. – Москва : Время, 2016. – 128 с. : ил. – (Время – детство). – 12+
В книге затрагивается деликатная тема взаимоотношений полов. А еще это рассказ о том, как дети общаются с родителями. Помнят ли взрослые первую любовь? И смогут ли дать ответ на естественно возникающие вопросы? Непогода собирает людей под одной крышей и открывает сердца для теплых истин.
Открытий диалог
Как уберечь ребенка от наркотиков? Такой вопрос задают себе все родители, кому не безразлична судьба и будущее их детей. Наркомания молодеет, появляются новые одурманивающие вещества. Понятно, что с этим необходимо бороться. Только как? На этот вопрос попытались ответить писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак в своей повести для подростков «Охота на василиска», а также Олег Раин в книге «Отроки до потопа».
Жвалевский, А. Охота на василиска / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. – Москва : Время, 2015. – 192 с. : ил. – (Время – детство). 12+
История, описанная в книге, начинается с трагедии: в образцовой школе погибает девочка-подросток – хорошая, умная, у которой были любящие родители, друзья и даже парень. Окружающим трудно поверить, в то, что такое случилось именно с ней. Дело погибшей расследуют сотрудники наркоконтроля, а также ее подруга, одноклассница – Ксюша (главная героиня книги). И как оказалось, причиной гибели девочки стал спайс – курительная смесь. Выяснилось, что достать наркотик в школе проще простого – дилер учится здесь. Школьники открыто смеются, когда им пытаются рассказать, что спайс убивает, они свято верят, что нет ничего страшного в том, «чтобы просто расслабиться», ведь «погибают те, у кого нет мозгов», а они в любой момент могу бросить.
Смелик, Э. Скажи, Лиса / Эльвира Смелик. - Москва : Росмэн, 2015. - (Настоящее время). – 144 с. : ил. – 12+
Автор книги – биолог по образованию и библиотекарь по профессии, лауреат многих литературных конкурсов. Повесть «Скажи, Лиса!» в 2014 году получила диплом конкурса «Новая детская книга».
Читатель знакомится с историей девочки Алисы (для близких – Лисы), в размеренную жизнь которой в какой-то момент врывается загадочный мальчик Тимофей, читающий «Алису в стране чудес» в оригинале. Однажды Лиса увидела странное пятнышко на руке у своего нового знакомого. Несовершеннолетний Тимофей оказался героиновым наркоманом. Девочка не сразу осознает насколько серьезно и страшно то, что происходит с ее новым другом; ей кажется, что она сама, без посторонней помощи, поможет ему справиться с бедой. Однако через несколько месяцев Тимофея не стало. «Почему? Почему? Почему? Почему я молчала? Была глупой, самоуверенной дурой. Теперь-то я это понимаю. Да только поздно уже. Не переделаешь, не исправишь, не вернешь…»
Эльвира Смелик смогла написать эту сложную историю, избегая описания страшных ломок, кровавых шприцов и ужасов злачных компаний.
Школа
Школа является важным этапам в жизни каждого подростка. В современной школьной прозе в основу сюжета авторами берутся все те же школьные проблемы, что и много лет назад: появление в классе «новенького», борьба за лидерство, поиск друзей, первая любовь, конфликты с учителями и одноклассниками.
Жвалевский, А. Я хочу в школу / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. – Москва : Время, 2013. – 320 с. : ил. – (Время – детство). – 12+
Книга «Я хочу в школу» – это реклама чудо-школы, где нет нудных уроков, нет привычных общеобразовательных предметов, нет зубрежки и бесконечного «ты должен», нет соперников и противников, зато есть «оппоненты, предоставляющие альтернативную точку зрения». Авторы пишут о школе, где есть интересные проекты, есть дружба и взаимопомощь, где учителя направляют, а не навязывают.
Многие идеи, описанные в книге, не фантастика, а реальные методики, которые использовались и используются по сей день. Совместные проекты, ролевые игры, самоуправление – все это сегодня есть в школах. Дети разбиты не по классам, а по интересам. На уроках здесь играют в мафию или защищают невероятные проекты. Например, ищут ответ на вопрос «Почему человек произошел от птицы?», проводят День без электричества. А старшеклассники для защиты проекта «Выживание в горах» отправляются на Эльбрус.
Однажды герои книги попадают в обычную школу, и у них возникает вопросы: «Как дети тут учатся? Почему нельзя на уроке пользоваться дополнительной литературой?» Оказывается, секрет «идеальной» школы вовсе не в новомодном оборудовании и новаторских методиках. Желанной эту обычную школу делают мудрые учителя, способные разглядеть в каждом ученике искорку.
В 2012 году книга «Я хочу в школу!» вошла в шорт-лист Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшую книгу для подростков.
Романовская, Л. Удалить эту запись? / Лариса Романовская. - Москва : Самокат, 2019. - 251 с. - (Встречное движение). – 12+
Вере четырнадцать, она каждый день пишет новую заметку и выкладывает запись с тегом — это флешмоб «100 дней счастья»! Сначала кажется, что 365 дней в году можно считать счастливыми сразу, если уволится нелюбимая учительница и все разом перестанут твердить про ГИА. Но к концу учебного года некоторые посты хочется удалить уже не только из блога, но и из жизни — от них становится грустно или стыдно, всё то, что Вера записала раньше, уже как будто мысли другого человека. Что происходит с лучшей подругой Лилькой? И почему в самый сложный момент мама обращается за помощью к тому человеку, которого Вера терпеть не может? Всё это вместе – год жизни, год, когда закончился девятый класс. Лариса Романовская окончила Литературный институт им. Горького, но работала по десяти совершенно другим специальностям. Как и главная героиня повести, ненавидела английский язык в школе и была уверена, что никогда в жизни не станет его учить (но всё-таки выучила).
Дашевская, Н. С. Я не тормоз / Нина Дашевская. - Москва : Самокат, 2019. - 156 с. - (Встречное движение). – 12+
Главный герой повести Нины Дашевской «Я не тормоз» тринадцатилетний Игнат Волков – гиперактивный ребенок. Он не может ни минуты посидеть спокойно, надолго сосредоточится на одном предмете, он постоянно что-то забывает. Передвигается Игнат исключительно на роликах или самокате, на огромной скорости, но при этом часто опаздывает. Думается нашему герою хорошо только на лету. А задумывается он о многом, подмечает интересные детали и видит красоту во всем. Игнат не может пройти мимо того, кому плохо, если кто-то упал, болен или плачет. Не такой он человек. За несколько месяцев его жизни, описываемых в повести, Игнат взрослеет, задается важными вопросами, находит настоящих друзей, узнает много нового о себе, о мире, о своих родителях и одноклассниках. А ещё он пишет стихи, играет на трубе, учится в художественной школе, увлекается програмированием. Современный такой подросток. Узнаёте?
Нина Дашевская — одна из самых известных современных русских писательниц, музыкант, дважды победительница и несколько раз финалистка «Книгуру» (главного конкурса детской и подростковой литературы в стране). Также Нина лауреат литературных премий «Новая детская книга» и премии им. Крапивина. Она играла на скрипке в музыкальном театре Натальи Сац, много ездила по стране с концертами, а сейчас — много гастролирует уже в качестве писателя, проводит встречи с читателями, детьми, взрослыми.
Бове, Клементина
Королевишны # 3 колбаски / Клементина Бове ; перевод с французского Т. Петухова. – Москва : Самокат, 2020. – 284с. : ил. – (Встречное движение). – 12+
Книга «Королевишны #3колбаски» получила во Франции целых пять престижных литературных премий и разошлась тиражом более 80 000 экземпляров! Она уже переведена на 11 языков и вышла в 9 странах! Из-за непривлекательной внешности Мирей, Астрид и Хакима стали «Колбасами года» в лицее, в городке Бурк-ан-Брес. Три девушки случайно выяснили, что каждой из них необходимо оказаться в одно время в одном месте: 14 июля, Париж, Елисейский дворец. Отличный план на лето! А раз ехать, почему бы не на великах? А по дороге можно торговать… злосчастной колбасой! Только никто не предполагал, что эта эпопея привлечёт внимание СМИ и превратит трёх подруг в знаменитостей. В поту, ссорах, сомнениях и стёбе колбаски совершают свою одиссею по Франции, дегустируя сыры, ночуя в замках и попадая на балы. «“Королевишны #3колбаски” — шедевр юмора с кислинкой, уморительная комедия, острая, вдохновенная, полная сдержанных чувств. Из тех книг, от которых вырастают крылья».
Книги на социально-важные темы
Сегодня в подростковой литературе все чаще звучит тема усыновления детей-сирот. Среди российских авторов одной из первых к ней в своем творчестве обратилась Дина Сабитова.
Сабитова, Д. Где нет зимы / Дина Сабитова. – М. : Самокат, 2014. – 176 с. : ил. – (Встречное движение). – 12+
В основе повести – реальная история. Эта книга о двух детях, Паше и Гуль, у которых сначала умерла бабушка, а потом и мама. Брат с сестрой остались одни, без денег, в своем старом и маленьком домике. Перед тем, как отправить детей в детский дом, их поселили в приюте. У каждого из ребят появляются друзья, но им очень не хватает мамы, к тому же им предстоит разлука, ведь детей могут отправить в разные города.
Эта книга немного сказочная: любимая игрушка Гуль – Лялька – умеет разговаривать, а Паше в трудную минуту помогает настоящий домовой. Павел уверен, что пока стоит на месте их дом, они с Гуль не сироты. Эта вера помогает детям преодолеть все препятствия.
Сабитова, Д. Три твоих имени / Дина Сабитова. – Москва : Розовый жираф, 2017. – 192 с. : ил. – (Вот это книга!). – 12+
Ритка, Марго, Гошка – три разных имени одной девочки. Три имени – три судьбы: нищая, полуголодная жизнь в родной семье, закончившаяся трагедией; детский дом и попытка обрести новую маму; и снова детский дом и надежда стать чьей-то дочкой, любимой и родной.
Автор попыталась рассказать юным читателям о жизни ребенка-сироты так, чтобы не испугать их, а заставить задуматься о том, какие люди разные, о том, что совсем рядом может быть кто-то, кому нужна помощь, о том, что от счастья до беды – один короткий шаг, но и в обратную сторону можно найти дорогу.
Вслед за Диной Сабитовой, тему детей-сирот и приемных семей продолжили в своих произведениях Эдуард Веркин, Татьяна Губина, Тамара Михеева, Светлана и Николай Пономаревы.
Книга учит читателей относится к особенным людям с уважением и пониманием.
Паласио, Р. Дж. Чудо / Р. Дж. Паласио. – Москва : Розовый жираф, 2017. – 432 с. : ил. – (Вот это книга!) – 12+
Американка Р. Дж. Паласио более двадцати лет была графическим дизайнером, разработчиком обложек для книг. «Чудо» – это ее первое произведение.
Главный герой книги – пятиклассник Август Пуллман. С одной стороны, он такой же, как и другие мальчишки его возраста, а с другой – он особенный. Август никогда не ходил в обычную школу – с первого класса с ним дома занималась мама, ведь мальчик перенес 27 операций. Из-за очень редкой, но иногда встречающейся, генетической ошибки у Августа нет лица. У него есть глаза и нос, рот и уши. Но все это перемешано на его лице так, что не сразу и разберешь. С детства мальчик привык, что люди, бросив на него взгляд, быстро отворачивались, а то и удирали со всех ног. И вот Август в первый раз приходит в школу к обычным детям...
Мурашова, Екатерина
Дом за радугой / Екатерина Мурашова. – Москва : Самокат, 2020. – 304 с. – (Встречное движение). – 12+
Юным любителям фантастики, умеющим мыслить и анализировать новая повесть Екатерины Вадимовны Мурашовой «Дом за радугой» поможет заглянуть в будущее. Это актуальное и серьёзное произведение про мир, похожий на наш, но с более развитыми высокими технологиями. Мир, в котором нет отрицательных эмоций, страданий и все счастливы, но жить в таком обществе сложно и непонятно, кто рядом с тобой: человек или робот, и кто ты сам. И о том, как важно не отрываться от реального мира, от общения с людьми, путешествовать и любоваться красотой и величием природы. Книга вышла в издательстве «Самокат» в серии «Встречное движение» и вошла в шорт-лист престижной литературной премии «Книгуру» 2019 года.
В новой цивилизации нет опасности, боли и сильных чувств – всё благодаря инфочипам, Ойкумету, а ещё – особенной системе обучения, учитывающей особенности каждого, позволяющей заниматься только тем, что нравится, жить безопасно и под постоянным контролем. Но и в таком стерильном обществе встречаются «бунтовщики», распознав их система быстро приводит к общему знаменателю, и вот уже инакомыслия нет. Так было с отцом Дима, который любил путешествовать и однажды решился на побег, но в результате стал спокойным и бесстрастным. Так случилось с другом Дима, который теперь всегда счастлив каким-то нехорошим счастьем и утратил собственную индивидуальность. Но Диму хочется иначе, и он решает переступить черту и отправиться на поиски той самой заветной радуги, о которой мечтал в детстве. И не только потому, что он – верный правнук и настоящий друг Би, но и потому, что она познакомила его с Великой русской литературой, научила мыслить, мечтать и ценить свободу.
Обращает на себя внимание не только читательское, но и писательское внимание, отданное теме подростка. Сколько новых имён и книг «полезного чтения», в которых подростки-дети взрослеют, становясь «юными взрослыми»... Среди них рассказы Ирины Дегтярёвой, с теплотой рассказывающая о подростке. Его автор ассоциирует с цветком репейника и, несмотря на «колючки» героя, считает подростковый возраст нежным: «Сложное это время — робкого цветения, возмужания, взросления. В зарослях других трав могут не заметить бледно-фиолетовый цветок и сломать... Из колючек репейника возникает растение крепкое, красивое, которое неизменно зацветает бледно-фиолетовым цветком, невзрачным, но мужественным и строгим».
Заведующий отделом обслуживания подростков
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры
«Тамбовская областная детская библиотека»
Подростковый возраст (от 11-12 лет до 16-17 лет) – это важнейший период в развитии личности человека. Именно в это время он получает знания, опыт; в его сознании формируются устойчивые алгоритмы и нормы правильного поведения в обществе. Немаловажную роль в этом процессе играет именно литература, которую ребенок читает. Интересная книга для подростка должна не только удовлетворять его любопытство, она должна еще и поучать, и воспитывать читателя.
На книжном рынке все чаще появляются издания, рассчитанные на подростковую аудиторию. Однако они могут быть интересны не только представителям молодого поколения, но и умудренным книжным опытом взрослым, и искушенным специалистам. Современная подростковая литература – это не только книги о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство произведений для подростков поднимают взрослые проблемы еще совсем юных людей. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята на страницах книг ищут родственные души, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями. Такие произведения могут многому научить не только подрастающее поколение, но и дать совет всезнающим взрослым.
Сегодня подросткам хочется видеть в книге отражение реальной жизни. Поэтому мы остановимся на произведениях, в которых затрагиваются важные жизненные темы: семья, школа, период взросления в жизни подростка и другие.
Семья
Для художественной литературы тема семьи является традиционной. Современные семьи разные: большие и маленькие, в некоторых из них живут представители нескольких поколений, а другие состоят из одного родителя и ребенка.
Киери, К. Никто не спит / Катарина Киери. - Москва : КомпасГид, 2018. - 189 с. - (Подросток N). - 12+
Книга о самом тяжелом, немом горе потери и о том, как «не утонуть» внутри себя.
Главному герою романа – Элиасу – шестнадцать лет. Три года назад его бросила мама, и теперь он даже не пытается быть таким, как все; он погрузился в свой собственный мир. Годы идут, а жизнь так и делится на строгие «до» и «после». Элиас написал маме 120 писем, и пока никакое «после» для него просто не складывается: вежливое молчание с отцом, отсутствие друзей в школе.
Три года – это настоящая пропасть, и в одиночку ее не перешагнуть. Жизнь Элиаса собирают по кусочкам совершенно чужые ему люди, которым в будущем суждено стать родными.
Нёстлингер, К. Само собой и вообще : семейный роман, где есть, о чём поразмыслить и над чем посмеяться. - Москва : Самокат, 2017. - 217 с. : ил. - (Лучшая новая книжка). – 12+
В повести австрийской писательницы К. Нестлингер дети тяжело переживают расставание родителей. Главы книги похожи на отрывки из детских дневников: каждая из них – это повествование одного из ребят.
Парр, М. Вафельное сердце / Мария Парр. – Москва : Самокат, 2016. – 208 с. : ил. – (Лучшая новая книжка). - 6+
Это веселая книга о приключениях мальчика Трилле, от лица которого автор ведет повествование, и девочки Лены, живущих в бухте Щепки-Матильды. У Трилле есть мама и папа, братья и сестры (одна из которых приемная), дедушка и дедушкина сестра. В его семье царит любовь, все готовы поддерживать друг друга, взрослые – всегда на стороне детей. А вот в семье девочки Лены все по-другому...
Старк, У. Пусть танцуют белые медведи / Ульф Старк. – Москва : Самокат, 2018. – 176 с. : ил. – (Лучшая новая книжка) – 12+
Простая, но глубокая повесть об обычном подростке по имени Лассе. Однажды жизнь мальчика круто изменилась: родители развелись, и у его мамы теперь другая семья. Главный герой вынужден делать выбор между новым образом примерного юноши, который под руководством отчима восполняет пробелы в знаниях, и прежним Лассе, похожим на своего «непутевого» и угрюмого, как медведь, отца.
Зайцева, О. В. Три шага из детства : повесть / Ольга Зайцева. - Москва : Детская литература, 2019. – 176 с. : ил. - (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова). – 12+
Где проходит граница между детством и юностью? Что такое счастливое детство? Бывает ли оно без грусти и горя, обид и разочарований и одновременно без радости и надежды на будущее? И без разных смешных и нелепых происшествий, веселого смеха, без которого трудно жить на белом свете...
Семья героини повести Ольги Зайцевой «Три шага из детства» – тринадцатилетней Саши Сабуровой – женское царство. В доме всеми командует бабушка. Она до сих пор воспитывает своих взрослых дочерей – маму и тётю героини. Все вместе они учат уму-разуму Сашу. Хотя кажется что это она, строптивая и независимая, воспитывает их.
Наступает момент, когда привычная для Саши жизнь вдруг утрачивает свою простоту, и наполняется вопросами и сомнениями, обычными для подростка: любят ли её близкие, как ей поступать в том или ином случае, как жить во взрослом мире? Саше задают на дом написать сочинение об истории семьи, но бабушка не спешит рассказывать внучке семейные истории. Почему?
Книга описывает всего один год из жизни подростка от осени до осени, кажется по времени немного, но сколько событий происходит в этот год!
Книга Ольги Зайцевой «Три шага из детства» стала лауреатом V Международного конкурса имени Сергея Михалкова.
Писатели не бояться говорить на остро-социальные темы:
Жвалевский, А. 52-е февраля / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. – Москва : Время, 2016. – 128 с. : ил. – (Время – детство). – 12+
В книге затрагивается деликатная тема взаимоотношений полов. А еще это рассказ о том, как дети общаются с родителями. Помнят ли взрослые первую любовь? И смогут ли дать ответ на естественно возникающие вопросы? Непогода собирает людей под одной крышей и открывает сердца для теплых истин.
Открытий диалог
Как уберечь ребенка от наркотиков? Такой вопрос задают себе все родители, кому не безразлична судьба и будущее их детей. Наркомания молодеет, появляются новые одурманивающие вещества. Понятно, что с этим необходимо бороться. Только как? На этот вопрос попытались ответить писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак в своей повести для подростков «Охота на василиска», а также Олег Раин в книге «Отроки до потопа».
Жвалевский, А. Охота на василиска / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. – Москва : Время, 2015. – 192 с. : ил. – (Время – детство). 12+
История, описанная в книге, начинается с трагедии: в образцовой школе погибает девочка-подросток – хорошая, умная, у которой были любящие родители, друзья и даже парень. Окружающим трудно поверить, в то, что такое случилось именно с ней. Дело погибшей расследуют сотрудники наркоконтроля, а также ее подруга, одноклассница – Ксюша (главная героиня книги). И как оказалось, причиной гибели девочки стал спайс – курительная смесь. Выяснилось, что достать наркотик в школе проще простого – дилер учится здесь. Школьники открыто смеются, когда им пытаются рассказать, что спайс убивает, они свято верят, что нет ничего страшного в том, «чтобы просто расслабиться», ведь «погибают те, у кого нет мозгов», а они в любой момент могу бросить.
Смелик, Э. Скажи, Лиса / Эльвира Смелик. - Москва : Росмэн, 2015. - (Настоящее время). – 144 с. : ил. – 12+
Автор книги – биолог по образованию и библиотекарь по профессии, лауреат многих литературных конкурсов. Повесть «Скажи, Лиса!» в 2014 году получила диплом конкурса «Новая детская книга».
Читатель знакомится с историей девочки Алисы (для близких – Лисы), в размеренную жизнь которой в какой-то момент врывается загадочный мальчик Тимофей, читающий «Алису в стране чудес» в оригинале. Однажды Лиса увидела странное пятнышко на руке у своего нового знакомого. Несовершеннолетний Тимофей оказался героиновым наркоманом. Девочка не сразу осознает насколько серьезно и страшно то, что происходит с ее новым другом; ей кажется, что она сама, без посторонней помощи, поможет ему справиться с бедой. Однако через несколько месяцев Тимофея не стало. «Почему? Почему? Почему? Почему я молчала? Была глупой, самоуверенной дурой. Теперь-то я это понимаю. Да только поздно уже. Не переделаешь, не исправишь, не вернешь…»
Эльвира Смелик смогла написать эту сложную историю, избегая описания страшных ломок, кровавых шприцов и ужасов злачных компаний.
Школа
Школа является важным этапам в жизни каждого подростка. В современной школьной прозе в основу сюжета авторами берутся все те же школьные проблемы, что и много лет назад: появление в классе «новенького», борьба за лидерство, поиск друзей, первая любовь, конфликты с учителями и одноклассниками.
Жвалевский, А. Я хочу в школу / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. – Москва : Время, 2013. – 320 с. : ил. – (Время – детство). – 12+
Книга «Я хочу в школу» – это реклама чудо-школы, где нет нудных уроков, нет привычных общеобразовательных предметов, нет зубрежки и бесконечного «ты должен», нет соперников и противников, зато есть «оппоненты, предоставляющие альтернативную точку зрения». Авторы пишут о школе, где есть интересные проекты, есть дружба и взаимопомощь, где учителя направляют, а не навязывают.
Многие идеи, описанные в книге, не фантастика, а реальные методики, которые использовались и используются по сей день. Совместные проекты, ролевые игры, самоуправление – все это сегодня есть в школах. Дети разбиты не по классам, а по интересам. На уроках здесь играют в мафию или защищают невероятные проекты. Например, ищут ответ на вопрос «Почему человек произошел от птицы?», проводят День без электричества. А старшеклассники для защиты проекта «Выживание в горах» отправляются на Эльбрус.
Однажды герои книги попадают в обычную школу, и у них возникает вопросы: «Как дети тут учатся? Почему нельзя на уроке пользоваться дополнительной литературой?» Оказывается, секрет «идеальной» школы вовсе не в новомодном оборудовании и новаторских методиках. Желанной эту обычную школу делают мудрые учителя, способные разглядеть в каждом ученике искорку.
В 2012 году книга «Я хочу в школу!» вошла в шорт-лист Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшую книгу для подростков.
Романовская, Л. Удалить эту запись? / Лариса Романовская. - Москва : Самокат, 2019. - 251 с. - (Встречное движение). – 12+
Вере четырнадцать, она каждый день пишет новую заметку и выкладывает запись с тегом — это флешмоб «100 дней счастья»! Сначала кажется, что 365 дней в году можно считать счастливыми сразу, если уволится нелюбимая учительница и все разом перестанут твердить про ГИА. Но к концу учебного года некоторые посты хочется удалить уже не только из блога, но и из жизни — от них становится грустно или стыдно, всё то, что Вера записала раньше, уже как будто мысли другого человека. Что происходит с лучшей подругой Лилькой? И почему в самый сложный момент мама обращается за помощью к тому человеку, которого Вера терпеть не может? Всё это вместе – год жизни, год, когда закончился девятый класс. Лариса Романовская окончила Литературный институт им. Горького, но работала по десяти совершенно другим специальностям. Как и главная героиня повести, ненавидела английский язык в школе и была уверена, что никогда в жизни не станет его учить (но всё-таки выучила).
Дашевская, Н. С. Я не тормоз / Нина Дашевская. - Москва : Самокат, 2019. - 156 с. - (Встречное движение). – 12+
Главный герой повести Нины Дашевской «Я не тормоз» тринадцатилетний Игнат Волков – гиперактивный ребенок. Он не может ни минуты посидеть спокойно, надолго сосредоточится на одном предмете, он постоянно что-то забывает. Передвигается Игнат исключительно на роликах или самокате, на огромной скорости, но при этом часто опаздывает. Думается нашему герою хорошо только на лету. А задумывается он о многом, подмечает интересные детали и видит красоту во всем. Игнат не может пройти мимо того, кому плохо, если кто-то упал, болен или плачет. Не такой он человек. За несколько месяцев его жизни, описываемых в повести, Игнат взрослеет, задается важными вопросами, находит настоящих друзей, узнает много нового о себе, о мире, о своих родителях и одноклассниках. А ещё он пишет стихи, играет на трубе, учится в художественной школе, увлекается програмированием. Современный такой подросток. Узнаёте?
Нина Дашевская — одна из самых известных современных русских писательниц, музыкант, дважды победительница и несколько раз финалистка «Книгуру» (главного конкурса детской и подростковой литературы в стране). Также Нина лауреат литературных премий «Новая детская книга» и премии им. Крапивина. Она играла на скрипке в музыкальном театре Натальи Сац, много ездила по стране с концертами, а сейчас — много гастролирует уже в качестве писателя, проводит встречи с читателями, детьми, взрослыми.
Бове, Клементина
Королевишны # 3 колбаски / Клементина Бове ; перевод с французского Т. Петухова. – Москва : Самокат, 2020. – 284с. : ил. – (Встречное движение). – 12+
Книга «Королевишны #3колбаски» получила во Франции целых пять престижных литературных премий и разошлась тиражом более 80 000 экземпляров! Она уже переведена на 11 языков и вышла в 9 странах! Из-за непривлекательной внешности Мирей, Астрид и Хакима стали «Колбасами года» в лицее, в городке Бурк-ан-Брес. Три девушки случайно выяснили, что каждой из них необходимо оказаться в одно время в одном месте: 14 июля, Париж, Елисейский дворец. Отличный план на лето! А раз ехать, почему бы не на великах? А по дороге можно торговать… злосчастной колбасой! Только никто не предполагал, что эта эпопея привлечёт внимание СМИ и превратит трёх подруг в знаменитостей. В поту, ссорах, сомнениях и стёбе колбаски совершают свою одиссею по Франции, дегустируя сыры, ночуя в замках и попадая на балы. «“Королевишны #3колбаски” — шедевр юмора с кислинкой, уморительная комедия, острая, вдохновенная, полная сдержанных чувств. Из тех книг, от которых вырастают крылья».
Книги на социально-важные темы
Сегодня в подростковой литературе все чаще звучит тема усыновления детей-сирот. Среди российских авторов одной из первых к ней в своем творчестве обратилась Дина Сабитова.
Сабитова, Д. Где нет зимы / Дина Сабитова. – М. : Самокат, 2014. – 176 с. : ил. – (Встречное движение). – 12+
В основе повести – реальная история. Эта книга о двух детях, Паше и Гуль, у которых сначала умерла бабушка, а потом и мама. Брат с сестрой остались одни, без денег, в своем старом и маленьком домике. Перед тем, как отправить детей в детский дом, их поселили в приюте. У каждого из ребят появляются друзья, но им очень не хватает мамы, к тому же им предстоит разлука, ведь детей могут отправить в разные города.
Эта книга немного сказочная: любимая игрушка Гуль – Лялька – умеет разговаривать, а Паше в трудную минуту помогает настоящий домовой. Павел уверен, что пока стоит на месте их дом, они с Гуль не сироты. Эта вера помогает детям преодолеть все препятствия.
Сабитова, Д. Три твоих имени / Дина Сабитова. – Москва : Розовый жираф, 2017. – 192 с. : ил. – (Вот это книга!). – 12+
Ритка, Марго, Гошка – три разных имени одной девочки. Три имени – три судьбы: нищая, полуголодная жизнь в родной семье, закончившаяся трагедией; детский дом и попытка обрести новую маму; и снова детский дом и надежда стать чьей-то дочкой, любимой и родной.
Автор попыталась рассказать юным читателям о жизни ребенка-сироты так, чтобы не испугать их, а заставить задуматься о том, какие люди разные, о том, что совсем рядом может быть кто-то, кому нужна помощь, о том, что от счастья до беды – один короткий шаг, но и в обратную сторону можно найти дорогу.
Вслед за Диной Сабитовой, тему детей-сирот и приемных семей продолжили в своих произведениях Эдуард Веркин, Татьяна Губина, Тамара Михеева, Светлана и Николай Пономаревы.
Книга учит читателей относится к особенным людям с уважением и пониманием.
Паласио, Р. Дж. Чудо / Р. Дж. Паласио. – Москва : Розовый жираф, 2017. – 432 с. : ил. – (Вот это книга!) – 12+
Американка Р. Дж. Паласио более двадцати лет была графическим дизайнером, разработчиком обложек для книг. «Чудо» – это ее первое произведение.
Главный герой книги – пятиклассник Август Пуллман. С одной стороны, он такой же, как и другие мальчишки его возраста, а с другой – он особенный. Август никогда не ходил в обычную школу – с первого класса с ним дома занималась мама, ведь мальчик перенес 27 операций. Из-за очень редкой, но иногда встречающейся, генетической ошибки у Августа нет лица. У него есть глаза и нос, рот и уши. Но все это перемешано на его лице так, что не сразу и разберешь. С детства мальчик привык, что люди, бросив на него взгляд, быстро отворачивались, а то и удирали со всех ног. И вот Август в первый раз приходит в школу к обычным детям...
Мурашова, Екатерина
Дом за радугой / Екатерина Мурашова. – Москва : Самокат, 2020. – 304 с. – (Встречное движение). – 12+
Юным любителям фантастики, умеющим мыслить и анализировать новая повесть Екатерины Вадимовны Мурашовой «Дом за радугой» поможет заглянуть в будущее. Это актуальное и серьёзное произведение про мир, похожий на наш, но с более развитыми высокими технологиями. Мир, в котором нет отрицательных эмоций, страданий и все счастливы, но жить в таком обществе сложно и непонятно, кто рядом с тобой: человек или робот, и кто ты сам. И о том, как важно не отрываться от реального мира, от общения с людьми, путешествовать и любоваться красотой и величием природы. Книга вышла в издательстве «Самокат» в серии «Встречное движение» и вошла в шорт-лист престижной литературной премии «Книгуру» 2019 года.
В новой цивилизации нет опасности, боли и сильных чувств – всё благодаря инфочипам, Ойкумету, а ещё – особенной системе обучения, учитывающей особенности каждого, позволяющей заниматься только тем, что нравится, жить безопасно и под постоянным контролем. Но и в таком стерильном обществе встречаются «бунтовщики», распознав их система быстро приводит к общему знаменателю, и вот уже инакомыслия нет. Так было с отцом Дима, который любил путешествовать и однажды решился на побег, но в результате стал спокойным и бесстрастным. Так случилось с другом Дима, который теперь всегда счастлив каким-то нехорошим счастьем и утратил собственную индивидуальность. Но Диму хочется иначе, и он решает переступить черту и отправиться на поиски той самой заветной радуги, о которой мечтал в детстве. И не только потому, что он – верный правнук и настоящий друг Би, но и потому, что она познакомила его с Великой русской литературой, научила мыслить, мечтать и ценить свободу.
Обращает на себя внимание не только читательское, но и писательское внимание, отданное теме подростка. Сколько новых имён и книг «полезного чтения», в которых подростки-дети взрослеют, становясь «юными взрослыми»... Среди них рассказы Ирины Дегтярёвой, с теплотой рассказывающая о подростке. Его автор ассоциирует с цветком репейника и, несмотря на «колючки» героя, считает подростковый возраст нежным: «Сложное это время — робкого цветения, возмужания, взросления. В зарослях других трав могут не заметить бледно-фиолетовый цветок и сломать... Из колючек репейника возникает растение крепкое, красивое, которое неизменно зацветает бледно-фиолетовым цветком, невзрачным, но мужественным и строгим».

Цитата: Нина Борисовна Васина от 21.11.2023, 09:32Инна Анатольевна, отличная подборка книг по темам. Обязательно использую в работе.
Инна Анатольевна, отличная подборка книг по темам. Обязательно использую в работе.

Цитата: Ирина Германовна Пономаренко от 21.11.2023, 09:39Инна Анатольевна, спасибо за интересный обзор. Подняли все волнующие темы. Некоторых книг у нас нет, возьмём на заметку.
Инна Анатольевна, спасибо за интересный обзор. Подняли все волнующие темы. Некоторых книг у нас нет, возьмём на заметку.

Цитата: Мариэтта Александровна Ульянова от 21.11.2023, 15:56Инна Анатольевна, очень важные и нужные темы Вы затронули в своём выступлении. Со многими книгами мы уже давно работаем, а некоторые стали для меня открытием. Спасибо Вам за это!
Инна Анатольевна, очень важные и нужные темы Вы затронули в своём выступлении. Со многими книгами мы уже давно работаем, а некоторые стали для меня открытием. Спасибо Вам за это!

Цитата: Инна Анатольевна Климанова от 22.11.2023, 14:41Большое спасибо за высокую оценку моей работы. Надеюсь присланный материал будет полезен в вашей работе. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Большое спасибо за высокую оценку моей работы. Надеюсь присланный материал будет полезен в вашей работе. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Цитата: Валентина Петровна Гусева от 23.11.2023, 20:33Спасибо. Материал интересный и полезный мне, как библиотекарю
Спасибо. Материал интересный и полезный мне, как библиотекарю

Цитата: Вера Михайловна Руднева от 27.11.2023, 16:29Спасибо Инна Анатольевна! Как всегда полезный материал, будем использовать при комплектовании.
Спасибо Инна Анатольевна! Как всегда полезный материал, будем использовать при комплектовании.

Цитата: Екатерина Павловна Тарасова от 07.12.2023, 15:07Инна Анатольевна, темы нужные и важные в описанных книгах. Будем стараться пополнять фонд данными изданиями. Несомненно беру на вооружение. Спасибо.
Инна Анатольевна, темы нужные и важные в описанных книгах. Будем стараться пополнять фонд данными изданиями. Несомненно беру на вооружение. Спасибо.