Расширение круга чтения школьников и приобщение детей и подростков к художественной литературе с использованием регионального компонента

Цитата: Екатерина Павловна Тарасова от 07.12.2023, 13:12Педагог-библиотекарь
МАОУ СОШ №5 "Центр ИнТех" г. Рассказово Тамбовской областиНаша школьная библиотека распахнула свои двери в 2019 году. Школа МАОУ СОШ №5 «Центр ИнТех» новая и современная. Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) соответствует последним тенденциям и идет в ногу со временем. В библиотеке есть зона абонемента, зона коллективной работы, зона идивидуальной работы, презентационная и рекреационная зоны.
Все эти условия позволяют не только обеспечить школьников учебной, художественной литературой, но и проводить различные мероприятия, участвовать в конкурсах. Тем самым повышать интерес детей к чтению.
Так называемое «скучное чтение» уже давно в прошлом. Много современных форм работы. Дети активно изучают книжные выставки Интерактивные в том числе, приуроченные к событию или дате.
Для школьников проводятся мероприятия, где задействованы современные мультимедийные возможности. Данные программы объединяют в себе воспитательную, просветительскую, образовательную, патриотическую функции.
Среди таких мероприятий «Дети – герои»
Книжная выставка «Маленькие герои большой войны»
«Православная книга» (квиз + книжная выставка).
«Мой Лермонтов» и другие.
Так же ребят к чтению художественной литературы побуждает участие в акции «Подари книгу библиотеке», приуроченной ко дню Школьных библиотек.
Так же дети больше начинают интересоваться чтением, когда они примеряют на себя роль поэтов или писателей. На Всероссийском фестивале детского и юношеского творчества «Звезда Спасения» 2021 была заявлена «Сказка о Мокрой водице и Огненном Жаре», написанная Тарасовой Анной под руководством педагога-библиотекаря.
Сказка о Мокрой Водице и Огненном Жаре
Несомненно, школьники больше раскрываются в своих читательских предпочтениях и запросах, когда начинаешь работать с ними творчески.
«Что читают современные дети? И читают ли они вообще?» – этими вопросами всё более часто задаются библиотекари, учителя, родители. Проблема детского чтения в настоящее время становится одной из ведущих педагогических проблем. Это связано с тем, что именно чтение во многом способствует формированию полноценной в интеллектуальном и эмоциональном плане личности, а значит, воспитание настоящего читателя – одна из задач педагога-библиотекаря. Школьный библиотекарь должен понимать, что детское чтение не должно ограничиваться только школьной программой по литературе. Поэтому, помощь в расширении круга чтения школьников –одна из задач педагога-библиотекаря.
Замечательно, что у детей всегда есть вопрос: «Что посоветуете новенького почитать?» или «А что есть интересного почитать?» И тут беспроигрышным вариантом в рекомендации педагога-библиотекаря на моем опыте стало привлечение регионального компонента.
Ведь региональный компонент включает материалы о родной природе, культурном наследии – памятниках архитектуры, искусства, художественно-ремесленные традиции, фольклор и др. Неотъемлемой частью регионального компонента является и художественная литература тамбовских писателей, и произведения о Тамбовском крае.
Рекомендовать Тамбовских писателей детям, советовать книги и материалы по краеведению. А еще лучше рекомендовать художественную литературу, в которой описываются события, связанные с Тамбовским краем или авторов – земляков. Все это один из ключиков к формированию предпочтений в чтении современного школьника. Достаточный интерес у детей вызвал сборник произведений для детей Тамбовских писателей, расположенный на сайте Тамбовской областной детской библиотеки.
Ребятам из Рассказово особенно становится интересно, когда речь заходит о писателях, которые родом из г. Рассказово или Рассказовского района. Среди таких Н. С. Сергеев-Ценский, М. Гришин, Е. Борода.
Художественная литература этих авторов подходит начальному и среднему школьному звену. А вот стихи Г. Шелда будут интересны старшеклассникам.
Так же им будут полезны произведения А. Акулинина «Крепесть на Цне», «Татарский вал» и роман Евгения Яковлева о династии братьев Асеевых «Ярмарка».
Ведь у школьников г. Рассказово есть возможность не только прочитать о событиях в Тамбовской губернии, связанных с родом Асеевых, но и побывать в местах, описанных в романе.
Усадьба В. Асеева в «Арженке»
лечебница (ныне церковь Екатерины Великомученицы)
музей города и др.
Все вышесказанное побуждает меня привлечь детей к исследовательской работе на тему «Возможность Литературного(книжного) туризма в Тамбовской области. Поедем – Почитаем». И начать организацию школьного клуба «ЛУЧ»-лаборатория уютного чтения. В нашем клубе сами ребята будут задавать интересующие их темы для обсуждений. В клубе обязательным будет знакомство школьников с новинками художественной литературы Тамбовского края. Здесь мы будем изучать всю Тамбовскую область на наличие возможных мест для литературного туризма. У детей будет возможность просматривать и создавать буктрейлеры произведений, которые их интересуют.
Таким образом, современные мультимедийные возможности позволяют вовлекать детей в удивительный мир чтения все больше и больше (чтение и электронных книг). А приобщая к этому процессу региональный компонент – на выходе у нас есть возможность получить читающего, мыслящего, анализирующего ученика, способного самостоятельно выполнять поисковую работу на заданную тематику, увлеченного своей исследовательской работой, что немаловажно для образовательной деятельность школьника.
Педагог-библиотекарь
МАОУ СОШ №5 "Центр ИнТех" г. Рассказово Тамбовской области
Наша школьная библиотека распахнула свои двери в 2019 году. Школа МАОУ СОШ №5 «Центр ИнТех» новая и современная. Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) соответствует последним тенденциям и идет в ногу со временем. В библиотеке есть зона абонемента, зона коллективной работы, зона идивидуальной работы, презентационная и рекреационная зоны.
Все эти условия позволяют не только обеспечить школьников учебной, художественной литературой, но и проводить различные мероприятия, участвовать в конкурсах. Тем самым повышать интерес детей к чтению.
Так называемое «скучное чтение» уже давно в прошлом. Много современных форм работы. Дети активно изучают книжные выставки Интерактивные в том числе, приуроченные к событию или дате.
Для школьников проводятся мероприятия, где задействованы современные мультимедийные возможности. Данные программы объединяют в себе воспитательную, просветительскую, образовательную, патриотическую функции.
Среди таких мероприятий «Дети – герои»
Книжная выставка «Маленькие герои большой войны»
«Православная книга» (квиз + книжная выставка).
«Мой Лермонтов» и другие.
Так же ребят к чтению художественной литературы побуждает участие в акции «Подари книгу библиотеке», приуроченной ко дню Школьных библиотек.
Так же дети больше начинают интересоваться чтением, когда они примеряют на себя роль поэтов или писателей. На Всероссийском фестивале детского и юношеского творчества «Звезда Спасения» 2021 была заявлена «Сказка о Мокрой водице и Огненном Жаре», написанная Тарасовой Анной под руководством педагога-библиотекаря.
Сказка о Мокрой Водице и Огненном Жаре
Несомненно, школьники больше раскрываются в своих читательских предпочтениях и запросах, когда начинаешь работать с ними творчески.
«Что читают современные дети? И читают ли они вообще?» – этими вопросами всё более часто задаются библиотекари, учителя, родители. Проблема детского чтения в настоящее время становится одной из ведущих педагогических проблем. Это связано с тем, что именно чтение во многом способствует формированию полноценной в интеллектуальном и эмоциональном плане личности, а значит, воспитание настоящего читателя – одна из задач педагога-библиотекаря. Школьный библиотекарь должен понимать, что детское чтение не должно ограничиваться только школьной программой по литературе. Поэтому, помощь в расширении круга чтения школьников –одна из задач педагога-библиотекаря.
Замечательно, что у детей всегда есть вопрос: «Что посоветуете новенького почитать?» или «А что есть интересного почитать?» И тут беспроигрышным вариантом в рекомендации педагога-библиотекаря на моем опыте стало привлечение регионального компонента.
Ведь региональный компонент включает материалы о родной природе, культурном наследии – памятниках архитектуры, искусства, художественно-ремесленные традиции, фольклор и др. Неотъемлемой частью регионального компонента является и художественная литература тамбовских писателей, и произведения о Тамбовском крае.
Рекомендовать Тамбовских писателей детям, советовать книги и материалы по краеведению. А еще лучше рекомендовать художественную литературу, в которой описываются события, связанные с Тамбовским краем или авторов – земляков. Все это один из ключиков к формированию предпочтений в чтении современного школьника. Достаточный интерес у детей вызвал сборник произведений для детей Тамбовских писателей, расположенный на сайте Тамбовской областной детской библиотеки.
Ребятам из Рассказово особенно становится интересно, когда речь заходит о писателях, которые родом из г. Рассказово или Рассказовского района. Среди таких Н. С. Сергеев-Ценский, М. Гришин, Е. Борода.
Художественная литература этих авторов подходит начальному и среднему школьному звену. А вот стихи Г. Шелда будут интересны старшеклассникам.
Так же им будут полезны произведения А. Акулинина «Крепесть на Цне», «Татарский вал» и роман Евгения Яковлева о династии братьев Асеевых «Ярмарка».
Ведь у школьников г. Рассказово есть возможность не только прочитать о событиях в Тамбовской губернии, связанных с родом Асеевых, но и побывать в местах, описанных в романе.
Усадьба В. Асеева в «Арженке»
лечебница (ныне церковь Екатерины Великомученицы)
музей города и др.
Все вышесказанное побуждает меня привлечь детей к исследовательской работе на тему «Возможность Литературного(книжного) туризма в Тамбовской области. Поедем – Почитаем». И начать организацию школьного клуба «ЛУЧ»-лаборатория уютного чтения. В нашем клубе сами ребята будут задавать интересующие их темы для обсуждений. В клубе обязательным будет знакомство школьников с новинками художественной литературы Тамбовского края. Здесь мы будем изучать всю Тамбовскую область на наличие возможных мест для литературного туризма. У детей будет возможность просматривать и создавать буктрейлеры произведений, которые их интересуют.
Таким образом, современные мультимедийные возможности позволяют вовлекать детей в удивительный мир чтения все больше и больше (чтение и электронных книг). А приобщая к этому процессу региональный компонент – на выходе у нас есть возможность получить читающего, мыслящего, анализирующего ученика, способного самостоятельно выполнять поисковую работу на заданную тематику, увлеченного своей исследовательской работой, что немаловажно для образовательной деятельность школьника.