Формирование читательской компетентности у будущих первоклассников на подготовительных занятиях к школе
Цитата: Наталья Николаевна Шляжко от 04.12.2023, 11:49Воспитатель высшей категории
МБОУ «Цнинская СОШ № 2»
Формирование духовно-нравственных ценностей является первостепенной задачей государственной образовательной политики в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Работа с детьми дошкольного возраста: приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Дошкольное детство-– это пора активной социализации ребёнка.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако, наиболее важным для их развития является дошкольный возраст, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и места человека в нем. В процессе реализации дошкольными учреждениями новых образовательных стандартов педагогам необходимо решить множество важных образовательных и воспитательных задач. ФГОС нового поколения должен помочь вернуть традиции нравственного воспитания и поставить их на новый уровень в свете требований современного общества. Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
- чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
- беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
- разучивание стихотворений (Просмотр видео)
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
- проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.
В современном мире с особой остротой возникла потребность в формировании особого типа современной личности – личности толерантной. Данная потребность является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур. Воспитание как первостепенный приоритет в дополнительном образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. «Гражданин России, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» -таков современный идеал согласно концепции духовно-нравственного развития, ставший методологической основой разработки и реализации ФГОС.
Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Русские писатели описывали природу родного края в своих знаменитых произведениях, а художники создавали свои шедевры на полотнах, изображая с помощью кисти и красок всю многогранность нашей природы. Будущее государства зависит исключительно от нас, от умения разговаривать и слушать свой родной русский язык, от умения уважать и понимать друг друга. Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
- эмоциональную отзывчивость;
- активность и объективность читательского воображения;
- умение пересказывать;
- аналитические умения (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
- осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.
Каждый ребёнок может выбрать достойный способ поведения в обществе, группе, семье; правильную ориентацию со всеми социальными институтами.
Воспитатель высшей категории
МБОУ «Цнинская СОШ № 2»
Формирование духовно-нравственных ценностей является первостепенной задачей государственной образовательной политики в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Работа с детьми дошкольного возраста: приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Дошкольное детство-– это пора активной социализации ребёнка.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако, наиболее важным для их развития является дошкольный возраст, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и места человека в нем. В процессе реализации дошкольными учреждениями новых образовательных стандартов педагогам необходимо решить множество важных образовательных и воспитательных задач. ФГОС нового поколения должен помочь вернуть традиции нравственного воспитания и поставить их на новый уровень в свете требований современного общества. Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
- чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
- беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
- разучивание стихотворений (Просмотр видео)
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
- проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.
В современном мире с особой остротой возникла потребность в формировании особого типа современной личности – личности толерантной. Данная потребность является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур. Воспитание как первостепенный приоритет в дополнительном образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. «Гражданин России, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» -таков современный идеал согласно концепции духовно-нравственного развития, ставший методологической основой разработки и реализации ФГОС.
Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Русские писатели описывали природу родного края в своих знаменитых произведениях, а художники создавали свои шедевры на полотнах, изображая с помощью кисти и красок всю многогранность нашей природы. Будущее государства зависит исключительно от нас, от умения разговаривать и слушать свой родной русский язык, от умения уважать и понимать друг друга. Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
- эмоциональную отзывчивость;
- активность и объективность читательского воображения;
- умение пересказывать;
- аналитические умения (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
- осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.
Каждый ребёнок может выбрать достойный способ поведения в обществе, группе, семье; правильную ориентацию со всеми социальными институтами.

Цитата: Ирина Петровна Зайцева от 04.12.2023, 13:37Добрый день! Очень правильно, что дошкольники с самого младшего возраста знакомятся с книгами, обсуждают поступки героев, учатся понимать "что такое хорошо, и что такое плохо"! У меня до сих пор хранится книга сказок, подаренная мне в детском саду при выпуске. Внучка читала эту книгу и удивлялась: "Неужели бабушка когда-то было младше неё?"
Добрый день! Очень правильно, что дошкольники с самого младшего возраста знакомятся с книгами, обсуждают поступки героев, учатся понимать "что такое хорошо, и что такое плохо"! У меня до сих пор хранится книга сказок, подаренная мне в детском саду при выпуске. Внучка читала эту книгу и удивлялась: "Неужели бабушка когда-то было младше неё?"