Электронные семинары

Пожалуйста или Регистрация для создания записей и тем.

Расширение круга чтения школьников и приобщение детей и подростков к художественной литературе с использованием регионального компонента

Педагог-библиотекарь
МАОУ СОШ №5 "Центр ИнТех" г. Рассказово Тамбовской области

Наша школьная библиотека распахнула свои двери в 2019 году. Школа МАОУ СОШ №5 «Центр ИнТех» новая и современная. Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) соответствует последним тенденциям и идет в ногу со временем. В библиотеке есть зона абонемента, зона коллективной работы, зона идивидуальной работы, презентационная и рекреационная зоны.

Все эти условия позволяют не только обеспечить школьников учебной, художественной литературой, но и проводить различные мероприятия, участвовать в конкурсах. Тем самым повышать интерес детей к чтению.

Так называемое «скучное чтение» уже давно в прошлом. Много современных форм работы. Дети активно изучают книжные выставки Интерактивные в том числе, приуроченные к событию или дате.

Для школьников проводятся мероприятия, где задействованы современные мультимедийные возможности. Данные программы объединяют в себе воспитательную, просветительскую, образовательную, патриотическую функции.

Среди таких мероприятий «Дети – герои»

Книжная выставка «Маленькие герои большой войны»

«Православная книга» (квиз + книжная выставка).

«Мой Лермонтов» и другие.

Так же ребят к чтению художественной литературы побуждает участие в акции «Подари книгу библиотеке», приуроченной ко дню Школьных библиотек.

Презентация

Так же дети больше начинают интересоваться чтением, когда они примеряют на себя роль поэтов или писателей. На   Всероссийском фестивале детского и юношеского творчества «Звезда Спасения» 2021 была заявлена «Сказка о Мокрой водице и Огненном Жаре», написанная Тарасовой Анной под руководством педагога-библиотекаря.

Сказка о Мокрой Водице и Огненном Жаре

Несомненно, школьники больше раскрываются в своих читательских предпочтениях и запросах, когда начинаешь работать с ними творчески.

«Что читают современные дети? И читают ли они вообще?» – этими вопросами всё более часто задаются библиотекари, учителя, родители. Проблема детского чтения в настоящее время становится одной из ведущих педагогических проблем. Это связано с тем, что именно чтение во многом способствует формированию полноценной в интеллектуальном и эмоциональном плане личности, а значит, воспитание настоящего читателя – одна из задач педагога-библиотекаря. Школьный библиотекарь должен понимать, что детское чтение не должно ограничиваться только школьной программой по литературе. Поэтому, помощь в расширении круга чтения школьников –одна из задач педагога-библиотекаря.

Замечательно, что у детей всегда есть вопрос: «Что посоветуете новенького почитать?» или «А что есть интересного почитать?» И тут беспроигрышным вариантом в рекомендации педагога-библиотекаря на моем опыте стало привлечение регионального компонента.

Ведь региональный компонент включает материалы о родной природе, культурном наследии – памятниках архитектуры, искусства, художественно-ремесленные традиции, фольклор и др. Неотъемлемой частью регионального компонента является и художественная литература тамбовских писателей, и произведения о Тамбовском крае.

Рекомендовать Тамбовских писателей детям, советовать книги и материалы по краеведению. А еще лучше рекомендовать художественную литературу, в которой описываются события, связанные с Тамбовским краем или авторов – земляков. Все это один из ключиков к формированию предпочтений в чтении современного школьника. Достаточный интерес у детей вызвал сборник произведений для детей Тамбовских писателей, расположенный на сайте Тамбовской областной детской библиотеки.

Ребятам из Рассказово особенно становится интересно, когда речь заходит о писателях, которые родом из г. Рассказово или Рассказовского района. Среди таких Н. С. Сергеев-Ценский, М. Гришин, Е. Борода.

Художественная литература этих авторов подходит начальному и среднему школьному звену. А вот стихи Г. Шелда будут интересны старшеклассникам.

Так же им будут полезны произведения А. Акулинина «Крепесть на Цне», «Татарский вал» и роман Евгения Яковлева о династии братьев Асеевых «Ярмарка».

Ведь у школьников г. Рассказово есть возможность не только прочитать о событиях в Тамбовской губернии, связанных с родом Асеевых, но и побывать в местах, описанных в романе.

Усадьба В. Асеева в «Арженке»

лечебница (ныне церковь Екатерины Великомученицы)

музей города и др.

Все вышесказанное побуждает меня привлечь детей к исследовательской работе на тему «Возможность Литературного(книжного) туризма в Тамбовской области. Поедем – Почитаем». И начать организацию школьного клуба «ЛУЧ»-лаборатория уютного чтения. В нашем клубе сами ребята будут задавать интересующие их темы для обсуждений. В клубе обязательным будет знакомство школьников с новинками художественной литературы Тамбовского края. Здесь мы будем изучать всю Тамбовскую область на наличие возможных мест для литературного туризма. У детей будет возможность просматривать и создавать буктрейлеры произведений, которые их интересуют.

Таким образом, современные мультимедийные возможности позволяют вовлекать детей в удивительный мир чтения все больше и больше (чтение и электронных книг). А приобщая к этому процессу региональный компонент – на выходе у нас есть возможность получить читающего, мыслящего, анализирующего ученика, способного самостоятельно выполнять поисковую работу на заданную тематику, увлеченного своей исследовательской работой, что немаловажно для образовательной деятельность школьника.

Кондранина Татьяна Алексеевна, Ирина Петровна Зайцева и Вера Михайловна Руднева отреагировали на эту запись.
Кондранина Татьяна АлексеевнаИрина Петровна ЗайцеваВера Михайловна Руднева
Педагог-библиотекарь МАОУ СОШ №5 "Центр ИнТех" г. Рассказово Тамбовской области