Электронные семинары

Пожалуйста или Регистрация для создания записей и тем.

Эффективные методы продвижения детского чтения: книжный клуб в библиотеке

Главный библиотекарь
Государственное казённое учреждение культуры
"Пензенская областная библиотека для детей и юношества"

Презентация

Уважаемые коллеги!

Вас приветствует Пензенская областная библиотека для детей и юношества. И сегодня в рамках Межрегионального электронного семинара «Детская и подростковая литература: изучение, формы продвижения, практики чтения» мы бы хотели поделиться эффективными методами продвижения детского чтения и представить опыт работы книжного клуба «#Толстовка», который действует в библиотеке с января 2021 года.

Нам с вами хорошо известно, что подростки всегда стремились и будут стремиться к общению, к творчеству и самовыражению. И все это можно обрести в книжном клубе библиотеки. Поэтому мы и организовали такое объединение для школьников в возрасте от 9 до 13 лет. Подбирая для него название, нам хотелось, чтобы оно не было случайным, а имело смысл и ассоциировалось с библиотекой. Так родилось название «#Толстовка».  Наша библиотека находится на улице Толстого и имеет неофициальное название «БиблиотекаНаТолстого» (так мы именуемся  в социальных сетях). При проведении занятий руководители клуба  чаще всего одеты в толстовки.

Кроме того, с этим словом сразу же возникло множество слоганов, которые мы используем для продвижения клуба в соцсетях:

«Уютные чтения в #Толстовке»

«Читаем летом в #Толстовке… Будет жарко!»

«Модный. Начитанный. В #Толстовке»

«Скучно? Читай в #Толстовке»

Для того, чтобы книжный клуб был узнаваем, привлекал новых участников, формировал положительный имидж, мы разработали баннер и логотип клуба. Он размещается на рекламных афишах, печатных и электронных материалах, а также в социальных сетях.

Встречи в «#Толстовке» проходят два раза в месяц по воскресеньям, по желанию подростков не прерываются они и во время летних каникул.

Для занятий мы выбираем чаще всего произведения современных авторов, которые близки подросткам по ситуациям и сюжетам. Но, безусловно, берутся в работу и проверенные временем зарекомендовавшие себя произведения русских и зарубежных писателей-классиков.

Разговаривать на важные для подростков темы с помощью книг намного проще. Получается, что с помощью такого формата мы решаем сразу несколько задач: становимся местом доверительного общения, популяризируем книги современных и классических авторов, привлекаем подростков к чтению.

Знакомство с фрагментами текстов произведений происходит прямо на занятии (заранее они не читаются).  И если ребята заинтересуются историей, то возьмут произведение  домой и прочитают самостоятельно, либо поймут, что оно им не интересно – что тоже совершенно нормально.

Если произведение или отрывки из него требуют обсуждения, заставляют поразмышлять о важных проблемах,  то мы заранее готовим вопросы (но строго их не придерживаемся, а стараемся вести живой диалог). Вопросы могут быть закрытого типа, касаться непосредственно текста (как зовут героя, сколько ему лет, как он выглядит, что с ним происходит?), так и открытые вопросы,  побуждающие подростков к рассуждению (как бы ты поступил на месте героя, можно ли было как-то повлиять на ситуацию?).

Приведу несколько примеров книг, на основе которых были построены занятия в клубном объединении.

Читая отрывки из сказочной повести Нины Дашевской «Вилли», мы обсуждали разные грани такого понятия, как «дружба».  Искали разницу между понятиями «товарищ», «приятель» и «друг». Говорили о значении имени: может ли оно повлиять на жизнь человека, и каким образом. Так же,  как и Севка (главный герой произведения), подростки подбирали цвета, подходящие именам книжных героев и собственным именам, а потом попробовали разгадать головоломку «Четыре краски» (речь о ней тоже шла в книге). И, конечно же, много рассуждали о фантазии и воображении (ведь главный герой истории – мечтатель): такое качество как мечтательность мешает или помогает заводить друзей? какой человек мог бы стать его другом? куда бы отправились ребята, если бы у них был такой друг, как говорящий велосипед?

А в завершении этого занятия ребята  получили небольшое творческое домашнее задание, призванное развить их фантазию, – нарисовать карту воображаемого города, в котором им хотелось бы побывать, назвать его, подписать улицы и объекты, которые там будут находиться.

И на следующей встрече все желающие рассказали о своих воображаемых городах.

А еще одно  клубное занятие  было посвящено книге «Синьорина Корица» итальянского писателя Луиджи Баллерини.

Когда ребята увидели кондитерскую на обложке издания, первая мысль, которая у них возникла и которую они высказали: эта книга для настоящих сладкоежек и  читать ее можно только будучи сытым!

Но, как оказалось, это была не просто книжка о сладостях! Читая отрывки из сказочной повести, ребята вместе с библиотекарем пришли к выводу, что она - об отношениях: о том, как зарождается дружба, как говорить о своих чувствах, о взаимовыручке, призвании в профессии и о вере в себя и свои силы. Так много смыслов заключено в названии пирожных, которые готовит Синьорина Корица по «индивидуальным меркам».

Вдохновившись прочитанным, участники клуба тоже захотели почувствовать себя настоящими знатоками кулинарного искусства. Сотрудники библиотеки помогли им изучить разные специи, рассказали, где они растут и как их изготавливают, предложили найти отличия по внешнему виду и запаху, а также объяснить, какое значение вложил в каждую из них автор книги.

Таким образом, с помощью художественного произведения мы обогащаем свой внутренний мир, можем соотнести себя с литературным персонажем, поставить себя на его место, получить ненавязчивый совет, как выйти из той или иной жизненной ситуации… Но особенно приятно, когда такое произведение позволяет расширить твой кругозор, подталкивает к изучению  нового и неизвестного.

В зависимости от выбора произведения,  мы не всегда его обсуждаем,  иногда сразу переходим к игре. Например, приключенческая история Джонатана В. Стоукса «Аддисон Кук и сокровища инков» натолкнула нас  на идею организовать ролевую игру, во время которой ребята, представив себя на месте книжных героев, «отправились» в Южную Америку на поиски сокровищ. Они выполняли различные задания и одновременно с этим читали фрагменты из книги, получая интересные сведения о великой империи инков.

На другом занятии мы пригласили подростков стать участниками  увлекательного мастер-класса под названием «Юный дешифровщик». Выполняя игровые задания, они освоили такие виды преобразования текста, как шифр Цезаря и «пляшущие человечки», научились разгадывать засекреченные сообщения с помощью решетки Кардано. А правильно подобранные ключи к кодовым системам Виженера и литорее помогли им найти спрятанные «сокровища» – сундучок со сладостями.

И, конечно же, «толстовцам» были представлены художественные книги, истории в которых так или иначе связаны с тайными посланиями: «Кортик» и «Бронзовая птица» Анатолия Рыбакова, «Разноцветный снег» Натальи Волковой, «Тайна отеля «Зимний дом» Бена Гутерсона, «Золотой жук» Эдгарда По, «Записки Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла (потом все эти книги были взяты домой для чтения).

Все участники клуба ведут своеобразные читательские дневники - «Трекеры чтения». На каждой встрече в них  оформляется одна страница: указывается автор и название книги, о которой шла речь, помещаются цитаты, распечатанные иллюстрации из книг, QR-code с заданиями и интересными сведениями о писателе. Также в Трекере есть место для «мыслей о прочитанном» (это поле заполняется, когда подросток полностью прочитает книгу). Такой читательский дневник позволяет их владельцу держать в памяти все произведения, с которыми он познакомился в «#Толстовке». И если сразу после занятия книга не была прочитана, то можно вернуться к ней в любой удобный момент.

Анализируя  работу книжного клуба, мы заметили, что среди его участников сформировался «костяк» из 5-6 человек, которые посещают практически каждое занятие. А всего на встречи приходят 10-14 ребят, и такое количество очень комфортно для работы, поскольку мы стремимся к поддержанию в клубе непринужденной атмосферы, где каждый может рассказать и поделиться своими мыслями с другими.

После презентации книг  5-6 подростков всегда берут  их для прочтения. Но есть в клубе и такие дети, которые ни разу не взяли произведения домой, хотя не пропускают ни одной встречи. Это подтверждает тот факт, что они приходят в клуб за общением.

Нам приятно, когда ребята  отмечают, что наш книжный клуб помог им  почувствовать, что чтение – это увлекательно, оно сближает и объединяет людей с  совершенно разными взглядами и интересами.

В этом году программа книжного клуба участвовала в V Всероссийском конкурсе авторских программ по приобщению детей к чтению, организатором которого выступила  Российская государственная детская библиотека. Заслужив высокую оценку профессионального жюри, программа заняла I место в номинации «Клубная работа».

Спасибо за внимание!

Малыгина Татьяна Николаевна, Ирина Петровна Зайцева и 4 отреагировали на эту запись.
Малыгина Татьяна НиколаевнаИрина Петровна ЗайцеваИрина Германовна ПономаренкоМариэтта Александровна УльяноваЭльвира Валентиновна РаеваВера Михайловна Руднева
Главный библиотекарь Государственное казённое учреждение культуры "Пензенская областная библиотека для детей и юношества"

Ольга Викторовна, спасибо за Ваше выступление. У нас в библиотеке тоже есть клуб любителей чтения "КЛЮЧ". Из Вашего выступления заинтересовал читательский дневник - «Трекеры чтения». Обязательно возьмём на заметку. Вообще считаю, что именно такие клубы должны быть в библиотеках, главное найти таких ребят, которым будет интересно.

Кондранина Татьяна Алексеевна отреагировал на эту запись.
Кондранина Татьяна Алексеевна
Заместитель директора по работе с детьми Центральная районная детская библиотека им. В.Г. Белинского МКУК ЦБС Московского района г. Нижнего Новгорода

Ольга Викторовна, интересные книги вы обсуждаете на занятиях клуба. Действительно, детям нужно показать, что чтение может быть увлекательным и выходить за рамки школьной программы. С этого года в нашей библиотеке работает клуб "Школа юных критиков", где мы читаем и обсуждаем произведения современных авторов для подростков. Вначале в клуб записалось 2 человека, к концу года их стало 10. Этот факт подтверждает, что подростки читают, хотят обсуждать прочитанное, пообщаться с такими же читающими сверстниками. Такие клубы необходимы в библиотеках.

Ирина Петровна Зайцева, Ирина Германовна Пономаренко и Вера Михайловна Руднева отреагировали на эту запись.
Ирина Петровна ЗайцеваИрина Германовна ПономаренкоВера Михайловна Руднева
Заведующий Центральной детской библиотекой им. С.Я. Маршака МБУ "Централизованная библиотечная система г. Тамбова" Центральная детская библиотека имени С.Я. Маршака

Ольга Викторовна, с большим интересом прочитала Ваше выступление. Клубная форма работы с читателями - это, как говорится, "классика жанра" - одна из интереснейших и в тоже время труднейших форм работы. Она требует больших затрат, но зато какое удовлетворение приносят результаты! А, самое главное, общение с читателями - одно из главных удовольствий нашей работы. Ваш опыт нам очень пригодится, кое-что возьмём на заметку. Спасибо!

Малыгина Татьяна Николаевна и Ирина Петровна Зайцева отреагировали на эту запись.
Малыгина Татьяна НиколаевнаИрина Петровна Зайцева
Главный библиотекарь Центральная районная детская библиотека им. В. Г. Белинского МКУК ЦБС Московского района г. Нижнего Новгорода